Елизавета Трусевич_ТЕЛЕВИЗОР_8 часть_дипломный сценарий полнометражного художественного фильма__мастерская А.Я. Степанов, Н.А. Фокина, 2007_победитель XXVI Международного фестиваля ВГИК в номинации «Лучший сценарий п/м игрового фильма»
В магазине как всегда полно народу. Каждый занят своим делом. Сер Серыч читает газету, бомж стоит у окна, Гарик - за прилавком, у кассового аппарата. Тархунов водит покупателей по залу, указывая на каждый телевизор.
-…Это новая коллекция пуантилистов… Обратите внимания на расплывчатость силуэтов. А вот совершенно новая модель, созданная нашим мастером Львом Котовым. Телевизор Гиперавангард. Каждый из каналов представляет собой индивидуальный стиль. Вот… Взгляните… Первый канал – СуперМодильяни, - Тархунов нажал на кнопку. По телевизору показывали рекламу шоколада. – Второй канал – НьюМалевич… - Тархунов переключил канал. – Черный квадрат, и слышен только голос диктора. – В Москве ожидаются осадки… - Третий канал – СверхПикассо… - Тархунов включил на третью программу. – Здесь все изображение квадратное. Тархунов начал быстро переключать каналы.
-Вот! Для каждого канала разработал свой индивидуальный авторский взгляд…
-Я беру, - сказал длинный неуклюжий парень.
-Да, это потрясающе! – согласилась миловидная дама.
-В кассу. Все в кассу… - коротко сказал Тархунов.
Гарик широко зевнул, и выбил чек. К нему тут же подскочил Сер Серыч.
-Что – то ты сегодня не выспался.
-Я потому зеваю, что вчера не зевал, - усмехнулся Гарик.
Сер Серыч дружески похлопал Гарика по плечу.
-Иди, окна помой… На улице освежишься, - Сер Серыч щелкнул пальцами, и место Гарика тут же занял бомж.
Гарик вышел на улицу. Солнце. Весна. Текут по асфальту ручейки. Гарик ловко перепрыгнул ручеек, обошел магазинчик и оказался у окна магазина.
Он достал тряпку и принялся вытирать окно. Гарик видел, как выбивает чеки бомж. Как водит по залу экскурсию Тархунов - он говорит как всегда увлеченно, размахивает руками.
Окно покрывается изморозью, на нем появляются узоры. Гарик дышит на изморозь, и среди зимних узоров появляется окошечко. Видно, что в магазине стоит новогодняя елка.
Руки Гарика вешают на окно яркие мигающие огоньки. Гарик стоит на улице – в красном свитере и джинсах и пытается замершими руками прикрепить огоньки. На улице много снега. Падают хлопья.
Гарик видел из окна, как в магазин вошло три человека – один длинный неуклюжий парень с камерой, девушка с длинной косой и маленький человечек - колобок. Все трое оживленно разговаривали с Тархуновым и Сер Серычем. Сер Серыч улыбался, кивал, а потом повернулся к окну, показал пальцем на Гарика и махнул рукой (мол, приходи скорей!).
Гарик вбежал в магазин.
Теперь здесь был главный не Сер Серыч, а Колобок. Он командовал, размахивал ручонками.
-Сюда, сядьте сюда… - приказывал Колобок, пододвигая стул к окну. – Вот так хорошо, напротив огней… Передача – то новогодняя. Галстук смените, а то он огни затмит, - Колобок дернул Тархунова за галстук.
Тархунов повиновался. –Сядьте… Сер Серыч, вы сюда… Вы… Как вас величают?
-Эдуард, - обиженно проворчал Тархунов.
-А вы сюда, в угол… Его крупным планом не снимай, у него лицо не фотогеничное, - сказал Колобок оператору. Тот кивнул.
-Этого длинного надо посадить на что – то низкое, - сказал Колобок указывая на Гарика.
Колобок огляделся в поисках «чего – то низкого». Увидев книжную полочку, он схватил все художественные альбомы и положил их на пол (получилось нечто вроде стула).
-Так! Поехали! – оператор начал снимать.
Гарик, бомж, Тарухнов и Сер Серыч сидели в ряд, у окна.
-Телевизоры новой модели это сенсация не только в мире техники, но и в мире искусства. Поэтому в последнее время люди покупают только авторские телевизоры. Сегодня мы поговорим об этом с изобретателями новых моделей. Расскажите, пожалуйста, о вашем изобретении, - попросила девушка с косой.
-Видите ли, наше дело идет полным ходом, - сказал Сер Серыч. - Вот простой пример. Всего два года назад рядом с нами открылся огромный магазин телевизоров, и был даже такой момент, когда я думал, что обанкрочусь. Теперь этот магазин принадлежит нам.
-Ага! – встрял в разговор Гарик. – У нас теперь пять филиалов. Люди ценят великое…
-Но я решил провести съемки именно здесь, - перебил Гарика Сер Серыч. – В этом маленьком магазинчике, где все начиналось…
-Хотелось бы добавить, - начал Тархунов, - что иметь в доме примитивный ящик считается теперь дурным тоном. Да вы зайдите в любой дом… Теперь элитарное искусство в каждой квартире. Нет разделений на большое кино, на рекламу, на сериалы, на новости – все телевидение теперь авторское – Модильяни, импрессионисты, Малевич, Кандинский…
-Это все моих рук дело, - встрял в разговор бомж, - Вот этих вот ручонок, - бомж показал свои чумазые руки, закрыв объектив камеры.
У огромного магазина толпа народу. Все несут коробки с телевизорами. Магазин нарядный, весь в огнях. Горят буквы – название магазина «ЧК» (а внизу, буквами поменьше расшифровывается аббревиатура – ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ – телевизоры авторской работы).
Из магазина выходит Сер Серыч и бомж. Сер Серыч в дорогой шубе нараспашку. Бомж одет сверхдорого - в шапке ушанке, в кожаной, нарочно потертой куртке, в специально помятой рубахе, в рваных джинсах, облитых краской.
За ними бежит секретарша – милая, ярко накрашенная барышня.
-Сер Серыч… Вам звонили из …. фирмы (название фирмы заглушил проехавший мимо автомобиль). Хотят сотрудничать с вами… Условия выгодные.
-Потом, потом, - отмахнулся Сер Серыч. - Мы сейчас в галерею. В шесть наше интервью покажут…
Сер Серыч подошел к вызывающе красной «Альфа-Ромео».
-Где шофер? – зло спросил он.
-Он… Отошел, на пять минут, за сигаретами, - засуетилась секретарша.- Вы же не собирались никуда ехать, вот он и…
-Уволить, - перебил ее Сер Серыч.
-Не кипятись, Серыч… Я тебя довезу. Сегодня тверезый, - бомж дыхнул в лицо Сер Серычу, и сел за руль.
Секретарша не отставала. Она просунула головку в открытое окно.
-Так что мне им передать? Условия – то выгодные…
-Завтра, все завтра… Сегодня мы устраиваем банкет. Все уже в галерее – и гости, и журналисты, все только нас ждут.
-А какой повод? – наивно спросила девушка.
- Я так долго торгую телевизорами, и наконец – то сам стал телезвездой… Ну, привет!
Машина тронулась. Ехали с ветерком под бодрую музычку.
-Слушай, Лева… Ты такие бабки зарабатываешь, мог бы и поприличней одеться, - зевая сказал Сер Серыч.
-Серыч, ты понимаешь, я не хотел свой стиль менять. А сейчас как раз мода такая… Ты прикинь, я такие джинсы на помойке подбирал, - бомж ударил рукой колену (на колене была большая дыра). – А они оказывается большущих денег стоят.
-Че, и шапка новая? – удивился Серыч, искоса поглядывая на общипанную заплатанную ушанку.
-Новешенькая… Только вчера в Копенгагене купил.
Бомж остановился у старого магазинчика ГАЛЛЕРЕЯ.
Бомж и Сер Серыч зашли в магазин. Горит в окнах свет. Видны силуэты. Слышна музыка, смех. Шел снег, под светом фонарей белый снег казался оранжевым.
В магазине играла музыка, все было в огнях, в конфетти. В общем, большущий праздник. Собрались все герои –Сер Серыч, Роза с бомжом, Зося с Гариком, одинокий, но гордый Тархунов. И еще многие нам неизвестные гости – все дорого одетые. Мужчины в костюмах, дамы в мехах и вечерних платьях. Официанты подносят бокалы с шампанским и закуски.
Зося танцевала с Гариком, Роза со Львом, Тархунов показывал Сер Серычу новый художественный альбом с абстрактными картинками.
-…вот увидишь, - рассказывал Гарик, - Мы даже, когда в школе фотографировались, меня всегда посередке сажали. Я очень фотогегиеничный.
-Фотогеничный, - поправила его Зося.
-Ну да, я и говорю…
Вдруг затихла музыка.
-Дорогие гости! Прошу по местам! – заорал Сер Серыч. – Сейчас нас покажут!
Гости расселись кто – где. Гарик на кресле, Зося у него на коленях. Бомж и Роза по подоконнике. Гости на стульях. Сер Серыч включил телевизор, и прислонился к стене.
Черный квадрат. Нет изображения. Только звук.
-Телевизоры новой модели это сенсация не только в мире техники, но и в мире искусства. Поэтому…
-Эй! А где мы! – заорал Гарик.
-Так это ж телевизор Малевич! Другой включите! – пояснил Тархунов.
Он вскочил со своего места и включил другой телевизор.
Там изображение было все растянуто.
- Вот простой пример. Всего два года назад… - рассказывал Сер Серыч. Лицо у него уродливое, худое, с зеленоватым оттенком.
Все захохотали.
-Люди ценят великое, - говорил по телевизору Гарик.
-А ты говорил фотогеничный, - смеялась Зося.
-Это все телевизор виноват! Это же СуперМодильяни! – Гарик включил третий телевизор - все рябило, ничего не видно. Лица квадратные, фигуры квадратные.
Говорил «квадратный» Тархунов:
-Теперь элитарное искусство в каждой квартире…
-Я знала, что у вас, Эдуард, квадратный подбородок, но не такой же… - веселилась девица в позолоченных очках.
Тархунов вскочил с места, и включал все телевизоры подряд, но это развеселило гостей еще больше.
-Есть здесь хоть один нормальный ящик, черт возьми! – прошипел Сер Серыч.
-На примитив спроса нет, - говорил по телевизору неестественно толстый Сер Серыч. – Искусство это бизнес, а бизнес – это искусство.
Сер Серыч подозвал Гарика, всучил ему деньги и приказал:
-Быстро, достань где-нибудь обычный ящик…
Гарик убежал.
-Каждый может взглянуть на мир авторским взглядом, - говорит Тархунов.- Наш мастер – Лев Котов разрабатывает все новые модели…
-Сами ж говорили… Порти все! – напомнил Серычу бомж.
-Правь пока трезвый! – приказал Сер Серыч. – Отберите у него шампанское.
Сер Серыч отошел к окну. Снег, огни, елка… У магазина светится рекламный щит «Взгляни на мир глазами Ван Гога» - плакат разделен на две части – слева репродукция Ван Гога «Ресторан де ла Сирен в Асньере». А справа фотография магазинчика «ГАЛЛЕРЕЯ» - изображение размыто, и кажется, что это фото ничем не хуже картины Ван Гога. И та и другая картины в рамках телевизоров. В магазин забежал Гарик.
-Нигде нет, - тяжело дыша сказал Гарик. – В соседнем магазине отказались от закупки простых телеков…
-Выключи все телевизоры, - сказал Сер Серыч. – А то у нас там такие рожи…
Гарик выключал телевизоры. По одному. В магазине тихо. Ни один телевизор не работает. Бомж нажал пальцем на кнопку телевизора, который он только что починил. Изображение обыкновенное.
-… И все это сделал я… Вот этими руками, - говорил бомж, показывая руки…
-Новое слово в искусстве! – говорил Сер Серыч. - Возврата к старому уже не будет никогда!
По телевизору заставка телеканала «Культура». Заиграла музыка – передавали прогноз погоды. Нижний Новгород – минус 7. Под каждый город – пейзажи художников – Нестерова, Айвазовского, Шишкина.
-Господа! – Сер Серыч откашлялся. – Вы присутствуете на презентации новейшей модели… Можно сказать, новое слово в искусстве и технике…
-Телевизор Шишкин из серии Передвижники, - поддержал Серыча Тархунов.
Вспышка, как будто кто – то выключил телевизор. Черный экран.