Понедельник, 18.12.2017, 23:08
ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич

РОМАН
психологическая повесть Елизаветы Трусевич в журнале ЮНОСТЬ:
талант - мера всех вещей…

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм

ГЕОПОЛИТИКА

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Доски объявлений, бесплатные объявления, дать объявление - 495ru.ru

    Статьи_Кино_Театр

    СТАТЬИ ПРО КИНО
     
     
     

    Елизавета Трусевич_ЧЕЛОВЕК В ФИЛЬМАХ О ЖИВОТНЫХ

    Издавна известно, что самые коммерчески прибыльные жанры – это комедия и мелодрама. Но в современном кино мелодрама уходит на вторые роли (любовь становится довольно редким явлением в кинематографе). С комедиями также не все гладко – жанр не только самый популярный, но и самый сложный. Именно поэтому в мире на авансцену выходят фильмы о животных. Причем любые – игровые, документальные, научно-популярные. В Японии создан целый телеканал, по которому в режиме реального времени зритель может увидеть аквариум. Широко известны и несколько других зарубежных крупных телеканалов, основным продуктом которых являются именно  фильмы про природу, флору и фауну, прежде всего, «Discovery Science»… Мордочки животных на экране нравятся всем без исключения – и детям и взрослым (в то время как актеры часто раздражают, как говориться на вкус и цвет). Как говорил Альфред Хичкок «Самые лучшие актеры, конечно, у Диснея.  Плохих он просто стирает». Так вот в фильмах о животных тоже нет плохих актеров, что тоже бесспорный плюс (для зрителей и как следствие для продюсеров).

    ИСТОРИЯ

    Фильмы о животных (или с участием животных) были всегда. Великий немой так же не обошел эту тему, что не удивительно. Фильмы о животных органично могут обойтись и без диалогов. В России первый фильм с участием животных вышел на экраны в 1914 году. Знаменитые дрессировщик Дуров и кинодеятель Ханжонков сняли самую настоящую любовную драму из жизни собак "И мы как люди". Это остроумная пародия на фильм "Как хороши, как свежи были розы" с участием Веры Холодной.

    Вспоминая историю фильмов о животных нельзя не упомянуть имени Александра Згуриди. Именно он снял первый советский полнометражный фильм о природе – «В глубинах моря» (1939 год). Интересно, что Згуриди первый начал разрабатывать особенный жанр – художественно-документальный, в котором бы совмещалось игровое и научное начало. Он стремился не излагать научные знания скучно и монотонно, как в школьном учебнике (этим грешат многие научно-популярные фильмы, исключая слово «популярные, то есть доступные и интересные), а пытался совместить научное и художественное, основываясь на игровых сюжетах (часто заимствованный из классики, как фильмы «Белый клык», 1946 год, первоисточник – повесть Джека Лондона или «Рикки-тикки-тави» - 1975 год, по рассказу Кипленга).

    В целом же его фильмы имели успех и признание в мире – картины «В песках средней Азии» (1943 год) и «Дорогой предков» (1961 год) были отмечены на МКФ в Венеции.

    Згуриди удалось то, что удавалось немногим режиссерам – совместить «открытия» в кино и «открытия» в науке. (Например, в фильме о бобрах «Лесная быль», вместо одной стены бобрового жилища было установлено стекло). Фильмы у него разные (и соответственно, разное драматургическое построение) – это и наблюдение за животным миром в естественных условиях, и постановочные картины. Почти всегда герои фильмов Згуриди – это звери. Он же был первым ведущим и режиссером знаменитой передачи «В мире животных».

    Имеет смысл сказать еще об одной группе фильмов, где животные выступают в качестве актеров (или даже наравне с актерами-людьми). Детское кино и фильмы о животных очень часто одно и то же. Например, австралийское кино тем и прославилось – дети и животные на экране составляют очень удачный коммерческий тендем. Это так называемые фильмы для семейного просмотра, их можно вспомнить великое множество – хотя бы, знаменитую «Лесси», на которой выросло не одно поколение детей.

    Истрия «Леси» (не собаки, а фильма) – вообще уникальна. Вот краткая хронология:

    1938 - Короткий рассказ англичанина Эрика Найта «Лесси возвращается домой» (Lassie Come Home) появляется в американской газете The Saturday Evening Post.

    1940 - Найт делает из рассказа одноименный роман, ставший бестселлером.

    1943 - «Лесси возвращается домой» выходит на экраны, в главных ролях Элизабет Тейлор (первая серьезная роль актрисы), Родди МакДауэлл и Лесси.

    1945 - «Сын Лесси» (Son of Lassie).

    1946 - Начало радиопередачи «Лесси», которая передавалась до 1949 года.

    1946 - «Мужество Лесси» (The Courage of Lassie).

    1948 - «Родные холмы» (The Hills of Home).

    1949 - «Солнце восходит» (The Sun Comes Up).

    1950 - «Вызов Лесси» (The Challenge to Lassie).

    1951 - «Раскрашенные холмы» (The Painted Hills).

    1954 - «Лесси» дебютирует на телевидении, сериал показывается 20 лет подряд, он становится одним из самых длинных в истории телевидения.

    1955 - «Лесси» выигрывает премию «Эмми» как лучший телесериал для детей.

    1956 - «Лесси» вновь получает премию «Эмми» как лучший телесериал для детей.

    1957 - В телесериале «Лесси» начинает сниматься Джон Провост, обессмертивший роль Тимми.

    1960 - «Лесси» получает звезду на Аллее Звезд Голливуда.

    1963 - Пятисерийный телефильм «Путешествие» (The Journey), на основе которого позже был снят фильм «Большое приключение Лесси» (Lassie’s Great Adventure).

    1964 - Роберт Брей снимается в роли Кори Стюарта, нового владельца Лесси. Первая цветная серия «Лесси».

    1973 - Мультфильм «Помощь Лесси рейнджерам» (Lassie’s Rescue Rangers) на CBS.

    1975 - «Лесси, приключения Ники» (Lassie, Adventures of Neeka).

    1979 - «Волшебство Лесси» (The Magic of Lassie) с участием Джимми Стюарта.

    1989 - «Новая Лесси» (New Lassie) на телевидении.

    1994 - Фильм «Лесси. Лучшие друзьянавсегда» (Lassie, Best Friends are Forever).

    1997 - Новая серия «Лесси» Lassie, на Discovery Channel’s Animal Planet.

    2004 - «Лесси» празднует свой 50-летний юбилей на телевидении.

    2005 - 11-й кинофильм «Лесси», снят в Англии.

     

    Все это свидетельствует именно о том, что фильмы, где есть тендем дети-животные уже сами по себе обречены на успех (режиссура, сценарий отходит на второй план – как правило, в таких фильмах драматургия довольно простенькая).

    Факт остается фактом – фильмы о животных, или с их участием - это огромный, разножанровый поток. Не зря на аллее славы Голливуда есть именные плиты собак-киноактеров. Американская знаменитость - овчарка Рин-тин-тин. Пес снимался еще в немом кино (!) и за десять лет сделал головокружительную карьеру. Кстати, именно Рин-тин-тин и стал первой в истории собакой, получившей звезду на аллее славы. Американцы говорят, что именно благодаря ему ныне знаменитая компания "Уорнер Бразерс", где и снимались фильмы с участием Рин-тин-тина, была спасена от разорения. Ежедневно туда мешками привозили письма от поклонников четвероногого актера, в иные дни до 10 тысяч посланий. Люди разных возрастов (не только дети) писали собаке, как человеку, видимо, искренне надеясь, что она прочтет и ответит… Как говорил Марк Твен: «Собаки, лошади и дельфины понимают людей. А люди их не понимают. Кто стоит на более высокой ступеньке эволюции?».

    Первыми «человечность» животных разглядели аниматоры. Мультфильмы Уолт Диснея, как известно, завоевали такую популярность именно потому, что он одним из первых наделил оленей и собак, мышей и котов человеческими качествами, причем самыми лучшими и безобидными.

    В какой-то степени звериные мордочки – это маски для людей. (Вспомним хотя бы комедии 20-х годов, когда маска была обязательным атрибутом для комедианта, в конце концов, Чаплин – с его добрыми глазами и котелком на голове чем-то напоминает доброго пса).

    Человек разочаровался в самом себе, он не верит в свое благородство, доброту и порядочность. Именно поэтому современное кино (во всем мире) довольно жестоко и порой бесчеловечно. Это естественная реакция на войны, на теракты, на все то зло, которое окружат человека в XXI веке. Люди становятся все более замкнутые, недоверчивые друг к другу. Человек задыхается в мегаполисе, и не верит себе подобному. Люди звереют, и именно поэтому «очеловечивают» животных. Это очень логичная схема.

    Собаки, кошки, птицы – те не предадут и не подведут. Если снова обратиться к истории, то фильмы, где одну из ролей играли животные, были созданы как раз в самые тяжелые моменты истории.

    Например, знаменитый фильм Марселя Карне «Набережная туманов». Фильм снят в 1938 году, незадолго до Второй мировой войны, когда Франция переживала не лучшие времена, и главный герой совершенно одинок. В игровых фильмах (если это не фильм для детей), как правило, дружба животного и человека ярче всего выражает одиночество… Вот то самое ключевое слово – одиночество. Одиночество человека в мире людей, и единственное человечное существо в этом мире – собака. Фильм Виторио де Сика «Умберто Д» снят в манере неореализма, царившего в итальянском кинематографе в опять же нелегкие для страны времена. Закончилась Вторая мировая, началась мирная жизнь. И снова одиночество. Герой фильма, никому не нужный старик, решает покончить жизнь самоубийством. Он действительно никому не нужен в этом мире, только своей дворняге, как говорит сам Умберто «с интеллигентными глазами» (если нет людей среди людей, то вполне естественно, что одинокий старик наделяет собаку человеческими чертами, и, надо сказать, не без оснований). Сюжет очень прост и трогателен (как все сюжеты неореализма) – и все же, в финале старик не может свести счеты с жизнью. Старика спасет единственный друг, единственное существо, которому нужен пожилой человек. Жизнь продолжается, если ты хоть кому-нибудь нужен…

    В советском кинематографе фильмы о животных были в основном предназначены для детей («Белый Бим, Черное ухо», «Внимание, черепаха», «Соленый пес», «Ко мне, Мухтар» или же научно-популярные ленты). В этих фильмах совсем другой акцент. Как и во многих советских фильмах, в них заложена определенная воспитательная функция – «научить» ребенка любить животных. Но эта любовь не подменяет любви к людям. А скорее, как бы дополняет ее. «Коллектив» как бесспорный положительный герой присутствует во всех картинах. Это можно объяснить только одним фактом – в фильмах, в литературе, везде идет пропаганда коллектива и полностью игнорируется тема одиночества (как переделал строчку романса известный герой кинокомедии «Карнавальная ночь»: «А я  одна, совсем одна, в своем здоровом коллективе»).

    В целом же, подводя итоги можно заметить, что история  фильмов о животных полностью повторяет историю кино.

    СОВРЕМЕННОСТЬ

    Если вернуться к современности, то можно отметить один любопытный факт: еще совсем недавно на прилавках невозможно было найти документальные фильмы – и сейчас это довольно проблематично. История мирового кино, шедевры классики – пожалуйста, на любой вкус! А вот неигровое кино по-прежнему ходит в падчерицах, как некоммерческое. Но в любом магазине, в любом киоске можно найти диски и кассеты с научно-популярными фильмами о природе, о животных. Таких фильмов очень много – съемки жизни зверей под простой закадровый текст. Настоящих же документальных фильмов на эту тему (с наличием драматургии, конфликта, характеров) –  довольно мало.

    Одна из интереснейших современных картин о животных «Человек-гризли» (2005 г.) режиссера Вернера Херцога. Это фильм о молодом человеке Тимоти, который отказался от благ цивилизации (неизвестно, как писать это словосочетание – «благи цивилизации» – то ли в кавычках, то ли нет). На полгода он уходил жить в дикие места, вместе с животными. И все это снимал на пленку. У этого американского парня была довольно стандартная биография – суматошная жизнь, наркотики, несбыточная мечта стать актером…  Все то, отчего многие люди все чаще обращаются к тем самым простым научно-популярным фильмам – и часами смотрят, как прыгают по веткам обезьяны или плавают на дне морском рыбы. Тимоти сам стал режиссером – он снимал, как живут медведи, очень артистично комментируя съемки. После одной из таких поездок Тимоти не вернулся. Его съел гигантский медведь-гризли. Это фильм о безвыходности человека… В мире себе подобных могут не понять, в мире зверей могут не принять. Картина довольно жестокая. Опять-таки об этом – об одиночестве человека.

    Но чаще всего картины на эту тему – трогательные, уносящие в совершенно другой мир. Серия популярных фильмов «Рожденные среди диких животных» (режиссер Этьен Верхаген, 2001 г.) - еще один пример документальных картин с очень четким сюжетом – именно драматургия и есть каркас каждого рассказа (что встречается не так часто в документальных фильмах о животных). Например, новелла о девушке Марлис, которая подбирала брошенных львят и воспитывала их на своей ферме. Когда львы подросли, девушка решила подыскать им место, где они могла бы жить в диких условиях. Марлис и местный абориген вместе со львами идут через пустыню, к морю, что бы львы могли освоиться на воле.

    В фильме взят интересный прием: на экране как бы два пространства – настоящее, когда девушка и ее поводырь сидят в кругу аборигенов и рассказывают о своих приключениях. И прошлое, когда Марлис шла со львами через пустыню. Смещена последовательность – сначала мы видим, как она шла. А потом, у костра Марлис комментирует происшедшее. Причем иногда приукрашивает действительность. В финале львы так и не смогли стать дикими. Последние кадры – Морис сидит у моря, и а лев лежит рядом, как домашний кот. В этом есть мысль, которая подтверждается и в «Человеке-гризли» - человек так же не может принять волю, как и прирученные львы. И каким бы ни было животным человеческое существование – от него никуда не деться.

    В фильмах Этьена Верхагена, помимо стройной драматургии, есть еще одно существенное отличие от научно-популярных картин - режиссер изображает мир человека. Человек – главный герой в его фильмах о животных. Именно тот человек, которого хотелось бы видеть в игровом кино – человек человечный. Именно эти качества (благородство и доброта, бескорыстность и преданность) –  приписываются зверю во многих игровых и анимационных картинах, где морда животного  – всего лишь маска человека. Того самого человека, которого трудно найти среди людей.

    Другая новелла о чернокожем мальчике Биркине, который остался сиротой, и работает у богатой женщины, которая всячески им понукает (сюжет довольно старинный, еще со времен Золушки). Негритенок дружит только с сурикатами, которые живут в норе, около дома. Биркин кормит их, разговаривает с ними.  Однажды негритенок покормил хозяйского пса, за что ему влетело. Биркин обижен и зол. Он наносит на свое лицо воинственный узор – так перед войной делали его предки. Негритенок собрал свою «армию» сурикатов и пошел войной на хозяйскую собаку. В финале Биркин сидит у норы, и думает о том, что его очень хотелось бы быть маленьким сурикатом, чтобы спрятаться в норку. В этой фразе есть идея, проходящая через многие фильмы о животных – о том, что там хорошо, где нас нет. (Уж если люди и произошли от обезьяны – то это без сомнения было эволюцией для человека и деградацией для обезьяны!).

    В фильмах Этьена Верхагена есть некая идеализация мира животных (люди живут в дружбе с пумами и львами), но этот частично правдивый миф полностью развенчивает в фильме «Человек-гризли». В новеллах из серии «Рожденные среди диких животных» - некая обратная тенденция, которая прослеживается только в современных фильмах: животные в них предстают как априори положительные герои (даже идеальные), наделенные всеми положительными качествами. А конкретный человек – как некое исключение из абстрактно жестокого мира людей, наделенный «звериными» качествами – преданностью, добротой и т.д.

    Люди приравниваются к животным, они похожи, они едины. Мальчик из Индии, никогда не знавший своих родителей. И слон, которого он поймал в ловушку, и теперь не может себе этого простить («я сделал его таким же сиротой, какой я сам»). Мальчик на инвалидной коляске, и его старый друг – пума, у которой от старости отнимаются ноги. И многие-многие другие судьбы людей и животных. В этом идеалистичном контексте история «Человека-гризли» является развенчанием прекрасного мифа о единении человека и дикого зверя. В кинозале можно было услышать разные реплики на счет «человека-гризли» Тимоти – от восхищения, до насмешек. И даже такой диалог: «Завидую!» - «Кому? Режиссеру или герою?» - «Скорее, медведям».

    В современном западном мире фильмы о животных снимаются не только для детей, но и для взрослых – и это данность. В Россию это приходит постепенно. Но, судя по всему, все активней. Вместе с недоверием к ближнему.

    Странная особенность человека – ежедневно мы видим на экране множество трупов (не только в игровых фильмах, но и в новостях, в документальных картинах, в хронике). И это уже не вызывает в нас сочувствие, в то время, как скулящая собака на экране, способна вызвать слезы. Человек уже не жалеет себе подобного. Человек живет в своем очень маленьком мирке и допускает туда только существо проверенное… Проверенное веками. Ну, например, старинного друга человека – собаку или кота. Человек же человеку – враг, эта истина доказывается веками. Такая философия и отражается в современных фильмах, которые становятся все более жестокими.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛЬМОВ О ЖИВОТНЫХ С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

    Научно-популярное кино о животных можно было бы классифицировать по законам биологии. Наверное, мало на земле осталось живых существ, не попавших под объектив камеры.

    1. Домашние животные.

    Игровые фильмы – «Леси», «Бетховин», «Грейфрайрос-Бобби», «Белый Бим черное ухо», «Соленый пес».

    Научно-популярные фильмы – «Язык собак», «Дом для кота».

    2. Дикие животные – хищники.

    Научно-популярные фильмы – «Крокодил – властелин африканских рек», «царство великого медведя».

    Игровые фильмы – «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу».

    3. Дикие животные – травоядные.

    Научно-популярные фильмы – «Лесная быль» (реж. Згуриди).

    4. Подводный мир.

    Игровые фильмы – «Спасите Вили».

    Научно-популярные фильмы – «Мир тишины», «Истрия золотой рыбки» (оба реж. Кусто и Малль). «В тихом океане», «В глубинах моря» (оба - реж. Александр Згуриди).

    5. Птицы.

    Игровые фильмы –«Умирающий ястреб», «Птицы» (реж. Хичкок).

    Научно-популярные фильмы – «Птицы», «Дорогой предков» (реж. Александр Згуриди).

    6. Насекомые.

    Научно-популярные фильмы – «Микрокосмос. Живущие в траве» (реж. Клод Нуридзани).

    Делить фильмы по такому принципу имеет смысл по той причине, что от выбора героя зависит и то, как будет снят фильм - одно дело снимать про домашних животных – когда оператор может находится от них в любой близости, совсем другое дело – снимать про львов и тигров, когда режиссеру приходится думать о безопасности съемочной группы или снимать о диких травоядных животных, которые не опасны, но могут быть пугливы или агрессивны.

    Одна операторская техника нужна для того, что бы снять насекомых (например, крупный план – глаза муравья) и совсем другая техника для съемок птиц в полете. То же самое можно сказать об  игровом кино – когда на съемочной площадке всегда присутствует дрессировщик, вне зависимости оттого снимают ли домашних безобидных собак или цирковых львов. Первый фильм в России о животных был снят при непосредственном участии знаменитого Дурова.

    Но есть картины, которые никак не вписываются в эту научную классификацию. Так, например, в фильме «Человек-гризли» режиссер ни разу не снимал медведей. Богатый материал ему достался от главного героя – Тимоти, который ценой свой жизни снял уникальный кадры.

     

    ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФИЛЬМОВ О ЖИВОТНЫХ (ОСОБЕННОСТИ).

    Существуют ли какие-то определенные законы в фильмах о животных? Та же схема, что и в документальных, и игровых картинах – с завязкой, кульминацией и развязкой, с конфликтом и даже иногда с любовной линией. Но при съемках подобного рода картин неизбежно возникнет проблема даже не уходящей натуры, а скорее даже «убегающей» или «улетающей».

    Один из пионеров документального американского кино Роберт Флаерти снимал свою «Луизианскую историю» (1948 г.) методом наблюдения. Но это не исключало четкого продуманного сценария и постановочных эпизодов.

    В первых кадрах фильма мы не видим на экране человека, только природу.  И, кажется, что только крокодил кровожадный хищник может потревожить спокойствие в этом уединенном уголке. И все-таки именно человек в фильмах о природе, о животных, подчеркивает бесчеловечность своих соплеменников. Человек – всегда главный герой. Даже если картина повествует о жестокости абстрактных людей и зачастую это подчеркивается действиями главного героя – этакого Маугли, друга и брата зверей, добровольного изгоя среди себе подобных. Эта история в разных вариациях прослеживается во многих фильмах о природе.

    В «Луизианской истории» главный герой – мальчик. Именно он представляет собой тип того человека, который связывает два мира – мир дикой природы и мир человека. Мальчик дружит с маленьким симпатичным зверьком (дружба ребенка и животного – опять-таки распространенный мотив, дети еще не испорчены жестоким миром, и они способны воспринимать мир таким, каким он создан). Глазами ребенка мы видим, как в маленький рай врывается индустриализация. Люди ищут нефть. Машины уничтожают на своем пути деревья и растения.  Теперь совершенно ясно, что крокодил в этом фильме не есть отрицательный персонаж. Гораздо страшнее машины, и те, кто этими машинами управляет. Финал фильма так же очень символичен – мальчик знает, что вот-вот потеряет своего лучшего друга – маленького пушистого зверька. И тогда, во имя спасения живого, мальчик высыпает в горловину скважины соль из мешочка-талисмана, а чтобы закрепить успех, готов бросить туда свое главное сокровище — лягушку. И все-таки, детская рука не поворачивается. Как пишет Сергей Медынский: «Живое и беззащитное не принесено им в жертву. Он нашел в себе силы пожалеть и спасти. Это тоже мужество, которое всегда прекрасно». («Техника и технологии кино» №1/2006).

    Любопытно, что многие фильмы Флаэрти не имели коммерческого успеха - и это, на мой взгляд, тенденция. И не только потому, что Флаэрти, по существу, первым заложил основы документального авторского кинематографа. Но еще и по той причине, что тематика его картин была не типична и даже не актуально для начала ХХ века, когда человек только-только начал одерживать верх над природой, и еще не верилось, что быстрые темпы индустриализации могут обернуться бедой не только для животных, но и для людей.  Александр Корда очень точно сказал о Флаерти: «Его влияние выходило далеко за пределы картин, что он поставил, и в основном оказывалось даже не на зрителей, а на начинающих режиссёров. Они многому от него смогли научиться».

    Флаерти был не только одним из  первых режиссеров, поднявшим докумен