Елизавета Трусевич_Сердечные люди
Сценарий документального фильма
Хроника - «По Советскому Союзу» - эта надпись на разных языках. Анимация – спутник земли.
Балет под музыку танец с саблями. Телевизор переключается на другой канал.
Женщина - диктор: Товарищи в институте грудной хирургии в тяжелом состоянии находится девочка шести лет Наташа Сиденко ей нужно срочно сделать операцию на сердце. Операцию необходимо провести с искусственным кровообращением для чего потребуется 5 л крови. У девочки редкая группа крови. Товарищей с первой группой крови с отрицательным резусом просим явиться в институт переливания крови.
На экране очередь в институте, люди. Закадровый голос: Еще несколько часов назад никто не знал что живет на свете Наташа Сиденко маленькая москвичка, которую нужно спасти. И вот отобраны первые трое: Вадим Кузнецов слесарь монтажник, Раиса Никитина работница подшипникова завода и Лидия Мальцева – студентка. Больше 10 человек отдали свою кровь ребенку. Это Владимир Бураковский один из лучших хирургов столицы… Он будет делать трудную операцию. Москвичи, которые слышали обращение, волновались за судьбу Наташи. Как пройдет операция думали в эти минуты те, кто отдал девочке свою кровь.
На экране – вечерний город. Закадровый голос: Прошло несколько дней.
Женщина диктор говорит: Товарищи, к нам поступило много писем, в которых телезрители интересуются судьбой Наташи Сиденко. Должна вам ответить, что операция прошла успешно. Поправляйся, дорогая Наташа!
Название фильма…
СЕРДЕЧНЫЕ ЛЮДИ
Лилиана Бураковская: Когда умирает известный актер, о смерти его пишут все газеты. Имя его не забывается. Когда умирает великий хирург – о нем помнят только коллеги, только узкий круг людей.
Хотя хирург сделал для людей не меньше, чем сделал актер, а возможно и больше… Врач спасает жизни. А что для человека дороже жизни? Владимир Иванович Бураковский – великий кардиохирург спас тысячи жизней. Его нет с нами уже 12 лет, а дети, которых он спас, уже выросли, и сам стали родителями… Время идет. Но мы не должны идти на поводу у времени – нельзя забывать великие имена…
Крупным планом – Институт Имени Бураковского. Панорама – центр им. Бакулева. Цветные кадры становятся черно – белыми.
Кадры из хроники – Институт Грудной хирургии на Ленинском проспекте. (Еще нет имени… Бакулева или Бураковского, врачи с этими именами еще живы, еще в строю…)
Хроника. Новости 1959 года - легендарный запуск первого искусственного спутника Земли. Пафосный голос диктора.
Хроника. «Новости дня» (Номер 21) Май 1959
Первая операция в условиях искусственного кровообращения в СССР (Вся операция – от начала до конца была снята). Первую операцию с применением искусственного кровообращения сделал Александр Вишневский. Ему ассистировал молодой хирург – Владимир Бураковский.
Восторженный голос диктора: Мы сейчас расскажем о замечательном примере содружества советских и английских медиков приехавших в СССР для обмена опытом. В первой градской больнице лежала девочка с врожденным пороком сердца. Советские хирурги с зарубежными коллегами вступила в борьбу за жизнь ребенка. На некоторое время сердце было выключено из системы кровообращения, и циркуляция крови осуществлялась с помощью аппарата искусственного кровообращения. Операция прошла успешно, как видите, девочка чувствует себя хорошо. Как много могут сделать люди разных стран, если их объединяет любовь к человеку!
Чередующиеся кадры хроники – космос, операция на сердце (сердце крупным планом).
Алексей Леонов – космонавт – заходит в самолет, садиться в конец салона и начинает рассказывать. (Перед рассказчиком сидит высокий седой человек). Самолет взлетает: съемки из иллюминатора.
Алексей Леонов: Мы большой группой летели на конгресс, посвященный развитию космонавтики. Наша делегация насчитывала около 200 человек.
Я сидел на своем месте в конце салона самолета и думал: ну, не приведи бог, что с самолетом случиться, - ведь приостановятся космические исследования. Столько ученых, конструкторов было на борту. Вообще – то тогда космонавтам разрешалось летать в одном самолете только вдвоем, не больше. А тут 200 пассажиров – одни из лучших людей Советского Союза – не только в космонавтике, но и в других областях науки.
Ну вот, сижу, думаю о своем, смотрю – впереди, в нескольких рядах от меня, над спинкой кресла возвышаются плечи, а над ними платиновая голова. Самолет приземлился, можно выходить. Человек этот впереди меня встал, уперся головой в потолок. Я спрашиваю у соседей – кто этот гигант? Мне говорят – известный человек, директор института сердечно – сосудистой хирургии – Бураковский. На другой день нас познакомили. С тех пор мы стали друзьями.
Закадровый текст Леонова под хроникальные кадры – медосмотр космонавтов.
Леонов: Мы с Владимиром Ивановичем разговаривали иногда о сердце человека в космосе – в экстремальных условиях. Человек в космосе испытывает большие нагрузки, и сердце его тоже работает в другом режиме. При перегрузках происходит перераспределение крови в сосудистой системе, в том числе в сосудах мозга. Сердце космонавта при перегрузках также с огромной силой расплющивается по грудной клетке. У всех своя работа… Это только кажется, что быть врачом или артистом безопаснее, чем, скажем, космонавтом. На самом деле, профессий, связанных с постоянной перегрузкой много…
2006 год. Современность. Л.А. Бокерия оперирует пожилого человека, в бывшем космонавта (возможно, летчика). Лайф. Операция.
Интервью Л.А. Бокерия (сразу после операции): Я думаю, что если бы Владимир Иванович увидел сейчас институт, которым он руководил, для которого сделал все и даже больше… Я думаю, он бы удивился, насколько высок уровень техники и человеческих руках, а лучше сказать техники в человеческих руках.
Закадровый голос Л.А. Бокерия под операцию. (Пациент с коронарно-сосудистым заболеванием – миниинвазивная хирургия). Хирург в специальном шлеме.
Л.А Бокрия (закадровый голос): (Сравнение хирургии с космосом, специальные приспособления, новые технологии. Ответ на вопрос: Хирургия, как и космонавтика, новейшая наука – есть ли между ними что-то общее?).
Письмо пациента, написанное от руки - на письме стоит дата – 1962 год. Письмо как будто просвечивается, и мы видим хронику – космонавты – красивые, здоровые ребята занимаются зарядкой. Космонавты в форме (среди них Леонов), съемки из космоса.
Детский голос читает: «Дорогой Владимир Иванович! Извините, что отрываю вас от дел. Но у меня есть вам один вопрос. Я хочу быть космонавтом. А что бы быть космонавтом мне надо тренироваться. Когда мои друзья бегают, я тоже хочу. А мама мне не разрешает. Но когда она не видит, я тоже бегаю. Скажите, пожалуйста, можно ли мне тренироваться? Я чувствую себя хорошо. Подпись: Коля».
Алексей Леонов идет по современному городу. Играют во дворе дети. Закадровый голос Леонова: Я у него много раз бывал в институте. Заходил в детское отделение. Я потом спрашивал: как же вы оперируете детское сердце, оно же такое маленькое. А Бураковский в ответ: да там же каждый миллиметр чувствуешь…
Хроникальные кадры – мать целует ребенка.
Третьяковская галерея. Современные съемки – красочные иконы – младенец Иисус на руках у Марии. Крупным планом – лицо, глаза младенца.
1965 год.
Хроника. Новости культуры. Молодой режиссер Андрей Тарковский снимает исторический фильм «Андрей Рублев» о великом русском иконописце.
Хроника. Новости. 1965 г. В институте сердечно – сосудистой хирургии открыто отделение грудных и недоношенных детей с пороком сердца. Возглавили отделение талантливые молодые хирурги Владимир Бураковский и Борис Константинов. Половина детей, рожденных с пороком сердца, умирает в первый год жизни, выжившие растут инвалидами. Владимир Иванович Бураковский делает операцию мальчику Саше, у которого порок тетрада – фалло… и т.д. Репортаж заканчивается словами: «Здоровье тебе, Саша!» (этими словами заканчиваются почти все репортажи 60-70 гг. на медицинскую тематику).
Город Владимир. По улице идет профессор Владимир Работников.
«Наша профессия – сердечно – сосудистая хирургия. В 60-е такой профессии еще не было. Она только начиналась. По своей сути Бураковский был романтиком, и выбор сердечной хирургии как поля деятельности отражает его романтическую натуру. Он любил яркие впечатления, любил людей, природу, охоту, поэзию, живопись…»
Кадр из фильма «Андрей Рублев» (Что – то про сердце).
В. Работников у Преображенского монастыря:
-… Мы поехали в Суздаль, где проходила одно из первых конференций молодых ученых. После конференции я вез Владимира Ивановича в Москву. И во Владимире, уже под вечер, Бураковский захотел показать мне фрески Андрея Рублева в Преображенском монастыре. Мы пришли в собор, никого не было, вышел сторож, Владимир Иванович отрекомендовался и попросил найти священника. Пришел священник, открыл нам собор и мы вошли в зал. Владимир Иванович подошел к знаменитым фрескам Рублева и прочел мне целую лекцию о Рублеве и его творчестве.
Последние кадры из фильма Тарковского – цветные фрески Рублева. Музыка.
Фрески, снятые в Преображенском монастыре сейчас. По залу ходит Владимир Работников, рассказывает: Я был очень удивлен такими глубокими познаниями Бураковского в этой области. Владимир Иванович был дружен с кинорежиссером Андреем Тарковским, и его знания о великом иконописце именно от Тарковского. Видимо, что бы нарисовать такое нужно отдать много сил… Знаете, работа кардиохирурга по затраченным физическим силам, подобна работе кузнеца в кузнеце. Не знаю, сколько сердечных сил требуется художникам, священником… Возможно, не меньше, а то и больше. Мне трудно об этом судить…
В. Работников выходит из монастыря. Идет по дороге. Говорит. Его закадровая речь под кадры фильма Андрей Рублев (кадры, когда монахи идут по дороге).
-Среди ученых не так много верующих людей. Когда в твоих руках человеческое сердце, когда ты его своими руками останавливаешь, а потом это сердце заводишь… То трудно поверить во что либо еще…Владимир Иванович не был верующим человеком. Хотя иногда он говорил мне… «А не покарает ли меня Бог за то, что я исправляю его «ошибки?» До 1965 года оперировали только детей до восьми лет, а половина детишек с врожденным пороком умирали в первый год жизни. Бураковский начал оперировать новорожденных. Он исправлял то, что не додало маленькому человечку небо…
Небо из фильма «Андрей Рублев». «Современное» небо. Дождь.
Хроника. 1971. Люди в кинотеатре, смотрят «Андрея Рублева», люди в Третьяковской галерее – смотрят на «Троицу». Москва. Толпа. Много людей. Люди стоят в очереди у театра на Таганке.
Хроника. Новости. Диктор говорит: В театре на Таганке состоялась премьера «Гамлета» Уильяма Шекспира. В главной роли молодой актер Владимир Высоцкий.
Кадры из спектакля.
Гамлет (В.Высоцкий): О рать небес! Земля! И что еще
Прибавить? Ад? - Тьфу, нет! - Стой, сердце, стой.
Новости.
Советские кардиохирурги, делая операцию на открытом сердце, останавливают сердце. Циркуляцию крови в организме осуществляет аппарат искусственного кровообращения. Подумать только, человек сейчас может остановить сердце, исправить его, а потом запустить вновь. Сейчас же, без метода кардеоплигии, то есть остановки сердца, не рекомендуется делать ни одну операцию.
Квартира Владимира Бураковского. На стене – много картин (он был коллекционером). Камера останавливается на каждой картине, «рассматривает» ее внимательно. Хроника. Париж 70-х – красивые женщины, весна, красота и т.д.
Голос за кадром (мы пока не знаем кто это говорит): Впервые я услышал о Владимире Ивановиче Бураковском от Володи Высоцкого в семидесятых годах в Париже. Когда мы шли с Володей по Монпарнасу, Высоцкий внезапно побледнел, посмотрел пристально на меня и пошатнулся. Я подхватил его и через некоторое время он сказал мне, что это с ним в третий раз в жизни.
Хроника. Операция. Сердце крупным планом.
Первый раз в жизни Высоцкий упал в обморок, когда он смотрел операцию на сердце ребенка, который делал его московский друг, гениальный русский хирург Владимир Бураковский. Имя Володиного друга я запомнил, но никогда не думал, что судьба сведет меня с ним так близко.
Возвращение в дом Бураковских. Картины.
Мы познакомились с Владимиром Ивановичем на художественной выставке. Бураковский очень любил живопись. Это было его страстью. Когда Владимир Иванович пригласил меня к себе домой, я вдруг обнаружил в его коллекции и несколько своих юношеских работ. Бураковский тут же вознамерился снять мои ранние картины и отдать мне, сказав, что наверное приятно иметь то, что сделано тобою давным - давно. Я насилу уговорил его оставить их на месте и добавил, что мне доставляет радость присутствие моих работ в этом чудесном доме. Камера останавливается на одной из картин – дамы в напудренных париках. Крупным планом подпись – Михаил Шемякин.
Шемякин идет по улице. По бульвару. Проходит мимо памятника Высоцкого и говорит приблизительное следующее:
- Я тогда подумал, что художник оставляет после себя картину… А хирург оставляет после себя человека. Оставляет жизнь. Сейчас уже многих нет в живых… Многих друзей. Нет Владимира Ивановича, который спасал сердца. Нет Володи Высоцкого, который, возможно, умер от сердца… А живут спасенные Владимиром Бураковским люди, и поют они песни Владимира Высоцкого…
Письмо, написанное неровным детским подчерком. Через письмо видны кадры из «Гамлета» - видно, что актер Владимир Высоцкий испытывает тяжелые физические нагрузки. Подростковый голос читает письмо:
«Здравствуйте, Владимир Иванович! Пишет вам Миша из Тулы. У меня есть мечта – быть артистом. Я мечтаю об этом с детства. А после того, как вы сделали мне операцию, мама запретила мне ходить в театральную студию. Она говорит, что это большая нагрузка на сердце. Напишите ей, что мне можно быть актером, пожалуйста! Она послушает только вас, а я все равно буду артистом. Спасибо, ваш Михаил».
2007 год. Современность. Длинный проход – от палаты до церкви Луки - Войноясенецкого в центре. Ребенка крестит священник. Лайф.
Интервью со священником. Он говорит о том, что многих детей крестят перед операцией. История этого ребенка. Краткая информация о том, когда была открыта церковь. Крупным планом – иконы.
Хроника. Молодежь 70-х. Танцы. Пацаны играют на гитаре.
Новости. 1975г. Проведения в Хельсенки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан заключительный акт с 33 европейскими странами, США и Канадой.
1975 год. Новости. Владимир Иванович Бураковский и Лео Антонович Бокерия получили Ленинскую премию за достижения в области гипербарической оксигенации. Операции в специальных барокамерах позволяют оперировать новорожденных, которые в обычных условиях не перенесли бы операцию. Операций в барокамере выполняется в Институте имени Бакулева больше всего в мире. Советскими хирургами накоплен колоссальный опыт в этой области.
Хроника. Америка.
Встречи советских хирургов с зарубежными коллегами.
Рассказывает Генри Бансон, профессор, США (сначала говорит Г. Бансон, потом его закадровый голос под хронику)
В начале 70-х произошло некоторое ослабление напряженности в «холодной войне» между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Начались обмены между двумя нашими странами в разных областях. Одним из них был обмен в области врожденных пороков сердца. Встречи проводились как у вас, в Советском Союзе, так и нас, а США. Я бывал в институте имени Бакулева, и хорошо знал Владимира Бураковского. Именно под его руководством клиника была ведущим центром в мире по лечению врожденных пороков. Владимир был прекрасным руководителем советской делегации. Необходимо помнить, что в то время две нации имели ракеты в состоянии боевой готовности, и они были направлены друг против друга. Происходило необъявленное соревнование между Советским Союзом и Америкой почти во всем, включая то, кто лучше проделывал работу по лечению пороков сердца. Дружелюбие Владимира сделало многое для того, чтобы ослабить любое напряжение. Высокая оценка его вклада в науку Бураковского были признаны в Америке его избранием Почетным членом Американского колледжа хирургов, 100 лучших врачей мира.
Цветная пленка. Люди. Толпа.
Новости. 1980г. Олимпиада в Москве. Восторженный голос диктора. Олимпийский мишка, дружба стран и т.д.
Новости. Советские хирурги достигли больших успехов по лечению жизнеугрожающих аритмий.
Хроника – врачи делают операцию женщине, у которой тахиаритмия. Говорит Лео Антонович Бокерия:
Закадровый голос: Проблема тахиаритмий была не очень хорошо изучена у нас. Хотя болезнь эта встречается не редко…
Кадры с Олимпиады – 80. Спортсмены.
Каждый из нас чувствует иногда учащенное сердцебиение. Это нормально. Но вот, например, спринтеру, чтобы пробежать стометровку за 10 секунд, надо сделать максимум два вдоха. Возбуждается вся электрическая проводящая система сердца, и частота ударов может достигать 250 в минуту. Или сердце юноши, впервые увидевшего девочку, поразившую его сердце, может забиться точно с такой же частотой. То есть в результате эмоций реагенты к синусовому узлу поступают точно так, как в момент тяжелейших физических нагрузок. Есть же такие пациенты, у которых частота сердечных ударов в покое достигает 250 ударов – это и есть жизнеугрожающая тахиаритмия.
Операция. Современное время. Оперирует Лео Бокерия.
Закадровый текст: Владимир Иванович Бураковский оценил новизну темы и за полгода я осмотрел работу двух крупнейших клиник мира, занимающихся аритмиями – в США и во Франции. В начале 80-х мы сделали свой прибор по диагностики. И как говорил Бураковский, так рванули, что через несколько лет, уже в 1986г. стало очевидно, что за нами в этом разделе не угнаться. Накоплен самый большой в мире опыт. Сегодня в нашем центре выполняется более 23 тыс. исследований и операций у больных с аритмиями сердца. Одной фразой можно сказать, что Владимир Иванович в течение всей своей жизни делал все от него зависящее для создания условий молодым специалистам.
Письмо, написанное от руки. Стоит дата – 3.06.1980 г. Через письмо видно, как занимаются спортсмены – прыгуны, бегуны.
«Уважаемый профессор, Владимир Иванович! Мне 15 лет, у меня иногда бывает тахиаритмия. Я хотел узнать, можно ли мне, как всем ребятам, играть в футбол и баскетбол? Заранее благодарен, за ответ, Василий».
2006 год. Современность. Гимнастка делает упражнения с обручем. Кадр замирает. Эта фотография висит в кабинете врача А. Кима. На фотографии стоит год (Например, 2004). Напротив врача сидит девочка – гимнастка. Лайф. Врач задает девочке какие-то специальные вопросы, смотрит ее кардиограммы. Девочка рассказывает о своих спортивных успехах. Говорит, что все в норме.
Кадры – девочка в спортивном зале.
Хроника. Олимпиада – люди разных национальностей, с шарами, с цветами – светловолосые, темнокожие, с раскосыми глазами и т.д.
1992 год. Новости. Информация об Абхазско – Грузинском конфликте. Хроника. Жертвы. Убитые и раненые.
Красочные картинки старого Тбилиси. Нарисованные улочки, природа, люди. Слышна грузинская музыка.
Закадровый голос (мы пока не знаем кто это говорит):
-Мы с Владимиром Ивановичем были очень дружны еще с детства. И потом, будучи уже состоявшимися людьми вместе приезжали в Тбилиси – город нашего детства. Тбилисцы не просто любили Владимира Ивановича. Они считали его своим.
По современным улицам Тбилиси идет Е.М. Примаков, рассказывает:
- Во двор, на Советскую улицу, в котором жила семья Бураковских, мы пришли почти в полночь. Типичный тбилиссикий двор с внутренними деревянными балконами уже отходил ко сну. Вдруг затормозил проносившийся мимо мальчишка – велосипедист. Всмотрелся: «Дядя Вова! Это ты?» И во весь голос: «Дядя Вова Бураковский приехал». Буквально через несколько минут весь поднявшийся на ноги двор собрался на широком балконе второго этажа. Навсегда запомню ту ночь во дворе Володиного детства. Это было время старого Тбилиси – интернационального, доброго, веселого. Не думаю, что все это останется только в прошлом.
Кадры – женские руки, в морщинах шьют.
Закадровый голос жены В.И. Бураковского – Лилианы Альбертовны: Володя многое унаследовал от матери. Ее жизнелюбие, ее вкус и умные руки – она чудесно шила. Отец известного американского хирурга – Майкла Дебейки тоже был портным. Умные руки – это семейное.
Чередующиеся кадры – руки женщины, которая шьет, руки хирурга за операционным столом – руки «зашивают» сердце.
Кадры - Строчка на ткани. Шов на груди ребенка.
Лилиана Альбертовна – умные руки это семейное. Кадр становится маленький (в углу экрана).
Экран делится на несколько кадриков (расчерчен, как по линейке).
Каждый из героев, участвующих в фильме что – то говорит на экране одновременно (из фрагментов рассказа разных людей складывается текст). В разных кадрах – когда говорит один, всех остальных не слышно. Каждый из кадров как будто включается. На экране Алексей Леонов, Владимир Работников, Михаил Шемякин, Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский, Лео Бокерия, Евгений Примаков и Лилиана Бураковская и Генри Бансон.
Алексей Леонов: У всех у нас есть сердце…
Владимир Работников: С медицинской точки зрения бессердечных людей не бывает. Так оно и есть.
Генри Бансон: У него было большое сердце, он любил людей…
Андрей Шемякин: Люди иногда говорят – не принимай близко к сердцу…
Лео Бокерия: Он был близко к сердцам людей…
Евгений Примаков: Он слишком близко к сердцу принимал многие события… Например, конфликт в Грузии.
Андрей Шемякин: Есть профессии, которые особенно изнашивают сердце… Это и актеры, и спортсмены, и, наверное, врачи…
Категория: Мои файлы | Добавил: geopolitika2008
|